Путин простился с «россиянами». Такой речи президента не ждал никто
У Империи есть государственная идеология. Владимир Путин описал ее парой фраз — и этого уже достаточно.
Выступая в «Сириусе» на Всемирном фестивале молодёжи, Владимир Путин поразил воображение своих разноплеменных слушателей, а заодно всех русских людей. Он сказал:
Фельдмаршал Миних говорил, что Россия — это такая страна, которая напрямую управляется Богом. Потому что если это не так, непонятно, как она вообще существует. В первой части я согласен — Россия страна, которая напрямую управляется Богом.
Что касается второй части, то мой опыт работы в той должности, в которой я сегодня нахожусь, подсказывает, что Россия существует благодаря русскому и другим народам, населяющим эту огромную территорию. Благодаря их таланту, преданности своей стране и уверенности в завтрашнем дне и в будущем наших детей.
Может быть, это не сразу и не всем понятно, но сказанное президентом — краткое изложение той политической философии, которая не называется в России государственной идеологией только потому, что это до сих пор запрещено ельцинской Конституцией.
Впрочем, поправки в эту Конституцию уже содержат и упоминания предков, передавших нам веру в Бога, и утверждение государствообразующей роли русского народа, так что запретом по факту можно пренебрегать.
Так что скажем ещё раз: Владимир Путин решительно и твёрдо изложил молодёжи основания русской государственной идеологии. Россия управляется Богом и создаётся усилиями русского и всех остальных народов.
Это идеология подлинной Империи. Россия существует благодаря «их таланту, преданности своей стране и уверенности в завтрашнем дне». То есть благодаря служению. Благодаря тому, что граждане Империи ставят интересы государства несравненно выше собственных.
Как ни странно, все это — только первый слой высказывания Владимира Путина. Есть скрытые глубже смыслы.
Во-первых, нельзя не отметить, как последовательно Путин говорит «русский народ» там, где ещё совсем недавно это выражение было под негласным, но твёрдым запретом. Принято было говорить «россияне» и «многонациональный народ России». Называть русских по имени считалось чем-то вроде дикарского табу.
Мысль о том, что великая русская культура, цивилизация и Империя созданы именно русскими (в том числе, разумеется, и русскими разного этнического происхождения, тот же Миних, чтобы далеко не ходить за примерами, был на русской службе курляндский немец) не то чтобы кем-то оспаривалась — просто этого никак невозможно было вслух произнести. Считалось за «национализм».
Однако национализм — это совсем другое политическое явление. Там же, в «Сириусе», Владимир Путин сказал, что народ России и Украины рано или поздно воссоединятся:
Рано или поздно воссоединение, во всяком случае, на духовном уровне произойдёт. Это неизбежно. Но для того чтобы это произошло, нужно, конечно, искоренять всё, что мешает этому.
Что же оно такое, что этому мешает? А вот это как раз национализм.
Вот это яд, который отравляет жизнь очень многих народов, в том числе и сегодня на Украине,
— сказал Владимир Путин.
И объяснил, что Россия ведёт борьбу с национализмом в соседнем государстве, где сотрудничавшие в прошлом с нацистами люди оказались возведены в ранг национальных героев.
Русский народ, создатель и опора Государства Российского, Империи, национализму не подвержен. Нацизмом не заражён. И не может быть заражён — он просто слишком велик для этого. Слишком всемирна его миссия. Слишком боговдохновенна.
Таково послание президента России — неформальное, адресованное молодёжи, обращённое в будущее.