«Теперь правила устанавливаем мы!»: Россия выдвинула ключевое условие Казахстану
В 2022 году произошли необычные и неожиданные изменения в политическом ландшафте. Россия, которая была изолирована множеством санкций, нашла новых друзей в самых неожиданных местах. Однако, к сожалению, некоторые старые и крепкие дружеские отношения начали испытывать напряжение, хотя казалось, что они уже были «высечены на камне».
Одной из таких неоднозначных ситуаций стала политика Казахстана, которая привлекла внимание державшего до последнего деликатность Кремля. И российскую благодарность будет проявлять «Росатом» под аккомпанемент вездесущего «Газпрома».
В то же время проекты атомного гиганта обходят стороной углубляющуюся в кризис Среднюю Азию. Так чем же Астана, оказавшаяся в энергетическом капкане, заслужила такую немилость? Что за рекорд побил «Росатом»? И как он собирается заработать триллионы на ошибке Запада?
Содержание скрыть Россия опять бьет рекорды Среднеазиатский урановый клин
Россия опять бьет рекорды
Недавно выяснилось, что Россия вновь загибается как никогда раньше, ужасный и неэффективный «Росатом» бьёт рекорды СССР как фигуры на шахматной доске. По словам генерального директора корпорации Алексея Лихачева, создан крупнейший энергетический машиностроительный кластер, который полностью покрывает потребности страны. За 2023 год произведено 5 корпусов реакторов и 18 парогенераторов. Корпорация зашла на рынок СПГ-оборудования и спецсталей.
Есть перспективы по дальнейшему ускорению темпов производства сложнейшего и высокотехнологичного оборудования для АЭС по всему миру. Можно сказать, что «Росатом» печет реакторы как горячие пирожки.
«Мы оцениваем атомный заказ на ближайшие 10 лет в 15 трлн рублей. Из них заказы на 6 трлн будут размещены на отраслевых предприятиях, в том числе на 1 трлн — на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. Подчеркну: речь идет о выпуске высокотехнологичной гражданской продукции», — сказал Лихачев. Кроме того, недавно атомный монополист вышел на второе место по запасам урана в мире.
Это произошло после покупки Буденовского месторождения в Казахстане. На сегодняшний день по запасам урана Россия уступает лишь Австралии.
При этом российский госгигант одновременно выбивает почву из-под ног конкурентов, которые уже потеряли значительную часть компетенций и мёртвой хваткой уцепились за добычу и обогащение урана без перспектив на дальнейшее расширение производства, будучи обреченными на постепенное вытеснение с рынка. Как-никак в ближайшее время подавляющее количество реакторов в мире будет российского дизайна, а для них изготавливать топливо может только сама Россия. В этом призналась недавно Венгрия:
«Единственным возможным ядерным топливом для венгерской АЭС «Пакш» является российское. Французская компания Framatome не располагает топливом, подходящим для АЭС, построенных по российской технологии, сообщила газета Nepszava со ссылкой на администрацию премьер-министра Венгрии Виктора Орбана», — написало 18 сентября 2023 года РИА Новости.
Более того, «Росатом» умеет производить сборки даже для реакторов французского производства. А попытки тех же Соединенных Штатов в 2014-2016 годах изготовить сборки для реактора советского дизайна в одной бывшей советской республике, называть которую нельзя, едва не привели к новому Чернобылю.
Среднеазиатский урановый клин
Тем временем «Росатом» вместе с государством приступил к вытеснению европейских компаний из Средней Азии (Киргизия и Казахстан), где тоже ведётся разработка урановых месторождений.
Причина такого стремительного разворота бывших республик к РФ весьма прозаична: этим странам очень нужен газ на ближайшие годы, обеспечить который может только Россия. А готовый поглотить любые объемы газа Китай под боком делает Астану и Бишкек куда более сговорчивыми по вопросу цены на топливо для АЭС.
В конечном счёте Москва, очевидно, стремится продавить формулу «газ в обмен на уран». Точнее, Москва уже начала действовать в этом направлении.
Не зря ведь договорённости по газовым проектам со Средней Азией были достигнуты практически одновременно с получением «Росатомом» контроля над Буденовским месторождением в Казахстане.
Оно считается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на наличие таких богатств, Казахстан так и не смог реализовать этот потенциал из-за нехватки инвестиций и технологий. Теперь уже очевидно, что разрыв отношений с Западом только ускорил развитие российского атомного гиганта.
После распада Советского Союза основные уранорудные залежи остались в Казахстане, но это не помешало России занять лидирующие позиции на рынке. Работая на опережение, страна заняла первое место в мире по обогащению урана. А определяющим фактором стали передовые технологии.
И кто бы в далеком 2000-м году мог подумать, что такое возможно?