Как в 1941-м: Путин был вынужден решиться на кардинальную чистку генералов
Как в 1941-м: Путин был вынужден решиться на кардинальную чистку генералов
Минобороны РФ сообщило о назначении новых командующих войсками четырех военных округов. Генерал-лейтенант Андрей Мордвичев назначен командующим войсками Центрального военного округа (ЦВО), генерал-лейтенант Евгений Никифоров — войсками Западного военного округа (ЗВО), генерал-полковник Сергей Кузовлев — войсками Южного военного округа (ЮВО), генерал-лейтенант Рустам Мурадов — войсками Восточного военного округа (ВВО). Что же произошло и почему это так важно.
На самом деле эти военачальники до 25 января уже находились в своих должностях, но в ранге исполняющих обязанности. «Кадровая чехарда в высшем военном руководстве (а это уже, минимум, третья ротация) за год свидетельствует о том, что в высшем командном составе ВС РФ наличествует явный кризис, который мой старый боевой товарищ генерал-полковник В. определил очень метко: «Генералов много, а командовать войсками на войне некому!», — замечает военный аналитик Владислав Шурыгин.
Впрочем, у этого явления есть примеры в истории. В 1941 году Сталин столкнулся в такой же проблемой. Его любимцы-генералы провалили все что можно на первом этапе войны. Они производились в генералы и назначались на командные должности отнюдь не в силу своего военного таланта, а по совершенно другим критериям.
Преданность лично вождю, заслуги в Гражданской войне, благодаря их талантам царедворцам. Сталину пришлось нещадно почистить ряды паркетных генералов и выдвинуть на их место заслуженных, умных, современных военачальников.
Так, например, герой Курской битвы Михаил Катуков начал войну полковником, а завершил ее генерал-полковником танковых войск. Прославленный начальник генерального штаба Александр Василевский за три года вырос в звании с генерал-майора до маршала Советского Союза. Сталин не боялся доверять самые опасные направления бывшим зекам – тем же Рокоссовскому, Горбатову.
«Время пришло, чтобы эти мужики руководили войсками, вели нас к Победе. То же самое в Великую Отечественную войну, когда Ворошилов и Буденный ушли в сторону, пришли люди, о которых в 1941-м году никто не знал и не слышал, но они ковали успех наших войск», — отмечает депутат Госдумы, генерал-лейтенант Андрей Гурулев.
Нечто подобное происходит и сейчас, когда Путину стало очевидно, что прежняя кадровая политика в министерстве обороны едва не привела к военной катастрофе.
«Сейчас особенно ясно понимаешь ту преступную кадровую политику, которую проводили предыдущие министры обороны Сергей Иванов и Анатолий Сердюков, зачистившие армию от генералов «чеченцев» – тех, кто выиграл войну против джихадистов, захвативших Чечню, и несогласных с огульными сокращениями армии под видом военной реформы, кто безжалостно и бессмысленно разгонял офицерский корпус, кто почти в три раза «порезал» Генеральный штаб, кто прекратил наборы в академии, разогнал военные училища.
И многие кадровые последствия этого разгрома армии так и не удалось преодолеть. Сколько генералов, прошедших войну на Донбассе в 2014 — 15 годах потом так же были отправлены в запас и встретили войну не в строю. Чей опыт оказался невостребованным», — замечает Владислав Шурыгин.
О новых назначенцах в войсках и в экспертном военном сообществе отзываются очень высоко.
«Один из лучших и реально боевых генералов современности — генерал-лейтенант Андрей Мордвичев назначен на должность командующего Центральным военным округом. Это отличная новость. Теперь бы ещё и генерала Теплинского повысили. Нам нужны умные боевые генералы в руководстве войсками. Просто необходимы», — отмечает Даниил Безсонов, выпускник военной академии, ополченец, бывший заместитель министра информации ДНР.
Ему вторит и Андрей Гурулев: «С Андреем Николаевичем Мордвичевым вместе не служил, но знакомы. В последний раз виделись на траурном мероприятии, когда хоронили генерала Романа Кутузова. Андрей Мордвичем тоже прошёл полный путь, был командующим 8-й армии, это крайне тяжелое, мощная армия, в её составе приличное количество объединений и соединений. Я с ним не служил, но ничего плохого про него никто не скажет, это крайне дорогого стоит».
Гурулев охарактеризовал и остальных командующих. Как оказалось, они служили под его началом. А мнение Андрея Гурулева – одного из самых честных, дерзких, откровенных генералов дорого стоит!
«Сергей Юрьевич Кузовлев прошёл весь путь от командира взвода до командующего войсками округа, в свою бытность был у меня командиром бригады, потом начальником штаба армии, моим первым заместителем. Я его знаю, конечно же, он достойный, волевой, грамотный, дотошный по-хорошему, въедливый, принимающий разумные решения.
Евгений Валерьевич Никифоров для меня вообще отдельная тема, он мой земляк, уроженец села Акша Забайкальского края (Читинской области), окончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище, потом ушёл в десант, там дошёл до командира бригады, был командиром дивизии, у меня приличное количество времени был заместителем командующего армии. С обоими генералами общаюсь семьями, я считаю, что Евгений – мужик амбициозный, жесткий довольно-таки, не сидит на месте, к чему-то стремится, крайне хорошее назначение.
Рустама Усмановича Мурадова не надо сильно представлять, он достойно проявил себя в Сирии, заслуженно получил медаль Героя России. Он меня менял на должности заместители командующего войсками Южного военного округа, по сути уже несколько месяцев командовал округом в рамках спецоперации в качестве исполняющего обязанности, сегодня пришло время назначения», — заявил Гурулев.
Подобные кадровые решения несвойственны Владимиру Путину, который всегда избегал подобных шагов, предпочитая более мягкие и неконфликтные механизмы в кадровой политике. Почему же сейчас он довольно часто прибегает к более резким движениям, объясняет Владислав Шурыгин.
«Я уже говорил, и снова повторю – против нас воюет очень опасный противник. Украинская военная школа это соединение советского военного искусства с американским, натовским, которое десятилетиям готовилось воевать против СССР и отлично знает наши сильные и слабые стороны.
Это огромный разведывательный и аналитический аппарат НАТО, десятки штабов день и ночь работающих на ВСУ, помогающих в принятии решений, страхующих от ошибок. За любую недооценку такого противника придётся платить кровью и утраченными территориями. Поэтому, нам приходится учиться, что называется, на бегу. И отбирать лучших из лучших в горниле сражений. Как когда-то, в далёком и страшном 1941 году менять полководцев «гражданской» на опалённых боями, пробившихся из окружений комкоров и командармов, из которых потом выросли маршалы Победы», — говорит Шурыгин.
Если на «гражданке» можно достаточно долго играть в политику сдержек и противовесов, закрывая глаза на вороватого губернатора или министра, понимая, что они являются представителями какой-либо элитной группы, то на войне это ведет к гибели тысяч людей, поражениям и к катастрофе. На войне действуют другие законы, и Путин это прекрасно понимает.